Никто не рождается хорошим гражданином, ни одна нация не рождается демократичной. Скорее, оба эти процесса продолжают развиваться на протяжении всей жизни. Молодые люди должны быть включены с самого рождения. Кофи Аннан
Что такое демократия?

Слово демократия происходит от греческих слов “demos”, означающих народ, и “kratos”, означающих власть; поэтому демократию можно рассматривать как “власть народа”: способ управления, который зависит от воли народа.
Во всем мире существует так много различных моделей демократического правления, что иногда легче понять идею демократии с точки зрения того, чем она определенно не является.
Таким образом, демократия – это не самодержавие или диктатура, где правит один человек, и не олигархия, где правит небольшой сегмент общества. Правильно понимаемая демократия не должна быть даже “правлением большинства”, если это означает полное игнорирование интересов меньшинств. Демократия, по крайней мере в теории, – это правительство от имени всего народа, согласно его “воле”.
Почему демократия?
Идея демократии черпает свою моральную силу – и народную привлекательность – из двух ключевых принципов:
1. Индивидуальная автономия: Идея о том, что никто не должен подчиняться правилам, навязанным другими. Люди должны уметь контролировать свою собственную жизнь (в разумных пределах).
2. Равенство: Идея о том, что каждый должен иметь одинаковую возможность влиять на решения, которые затрагивают людей в обществе.
Эти принципы интуитивно привлекательны и помогают объяснить, почему демократия так популярна. Конечно, мы считаем справедливым, что у нас должно быть столько же шансов, как и у всех остальных, принять решение по общим правилам!
Проблемы возникают, когда мы рассматриваем, как эти принципы могут быть реализованы на практике, потому что нам нужен механизм для принятия решения о том, как решать конфликтующие точки зрения. Поскольку она предлагает простой механизм, демократия имеет тенденцию быть “правлением большинства”; но правление большинства может означать, что интересы некоторых людей никогда не представлены. Более подлинным способом представления интересов каждого является использование процесса принятия решений на основе консенсуса, когда цель состоит в том, чтобы найти общие точки соприкосновения интересов.
Развитие демократии
Древняя история
Древним грекам приписывают создание самой первой демократии, хотя почти наверняка были и более ранние примеры примитивной демократии в других частях света. Греческая модель была создана в 5 веке до нашей эры, в городе Афинах. Среди моря автократий и олигархий, которые в то время были обычными формами правления, афинская демократия выделялась. Однако по сравнению с тем, как мы понимаем демократию сегодня, афинская модель имела два важных отличия:
1. У них была форма прямой демократии – иными словами, вместо того, чтобы избирать представителей для управления от имени народа, “народ” сам собирался, обсуждал вопросы управления, а затем проводил политику.
2. Такая система была возможна отчасти потому, что “народ” был очень ограниченной категорией. Те, кто мог участвовать непосредственно, составляли небольшую часть населения, поскольку женщины, рабы, чужаки – и, конечно же, дети – были исключены. Число участников все еще было намного больше, чем при современной демократии: возможно, 50 000 мужчин непосредственно занимались политикой из примерно 300 000 человек населения.
Демократия в современном мире
Сегодня существует столько же различных форм демократии, сколько демократических государств в мире. Нет двух абсолютно одинаковых систем, и ни одна из них не может быть взята в качестве “модели”. Существуют президентские и парламентские демократии, федеральные и унитарные, пропорциональные и мажоритарные, монархические и так далее.
Единственное, что объединяет современные системы демократии и что также отличает их от античной модели, – это использование представителей народа. Вместо того чтобы принимать непосредственное участие в законотворчестве, современные демократии используют выборы для выбора представителей, которых народ посылает управлять от своего имени. Такая система известна как представительная демократия. Она может претендовать на то, чтобы быть “демократической”, потому что она, по крайней мере до некоторой степени, основана на двух вышеупомянутых принципах: равенство всех (один человек – один голос) и право каждого человека на некоторую степень личной автономии.
Совершенствование демократии
Люди часто говорят о том, что страны “становятся” демократиями, как только они начинают проводить относительно свободные и открытые выборы. Но демократия включает в себя гораздо больше, чем просто выборы, и действительно имеет смысл думать об идее воли народа, а не об институциональных структурах или структурах голосования, когда мы пытаемся оценить, насколько демократична страна. Демократию лучше понимать как нечто такое, чего у нас всегда может быть больше или меньше, а не то, что либо есть, либо нет.
Демократические системы почти всегда можно сделать более инклюзивными, более отражающими желания большего числа людей и более отзывчивыми к их влиянию. Другими словами, есть возможность улучшить “народную” часть демократии, включив больше людей в процесс принятия решений; есть также возможность улучшить “властную” или “волевую” часть демократии, предоставив народу больше реальной власти. Борьба за демократию на протяжении всей истории обычно концентрировалась на том или ином из этих элементов.
Сегодня в большинстве стран мира женщины имеют право голоса, но победа в этой борьбе была одержана лишь относительно недавно. Новая Зеландия считается первой страной в мире, которая ввела всеобщее избирательное право в 1893 году, хотя даже здесь женщины получили право баллотироваться в парламент только в 1919 году. Многие страны сначала предоставили женщинам избирательное право, а лишь спустя несколько лет позволили им баллотироваться на выборные должности. Саудовская Аравия предоставила женщинам право голосовать на выборах только в 2011 году. Сегодня даже в устоявшихся демократиях существуют другие слои общества, к которым обычно относятся иммигранты, трудящиеся-мигранты, заключенные и дети, которым не дают права голоса, хотя многие из них могут платить налоги и все обязаны подчиняться законам страны.
Заключенные и избирательные права
Заключенным разрешено голосовать в 18 европейских странах. Избирательные права заключенных ограничены в 20 странах в зависимости от срока наказания, тяжести совершенного преступления или типа выборов. В 9 европейских странах заключенным вообще не разрешается голосовать. В случае Херст против Соединенного Королевства в 2005 году Европейский суд признал, что универсального запрета заключенным голосовать в Великобритании было нарушение статьи 3 Протокола 1 Европейской конвенции, которая гласит: “Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти.”
Демократия и участие
Наиболее очевидные способы участия в управлении государством – это голосовать или баллотироваться и стать представителем народа. Однако демократия – это нечто гораздо большее, чем просто голосование, и существует множество других способов взаимодействия с политикой и правительством. Эффективное функционирование демократии, по сути, зависит от того, насколько обычные люди используют эти другие средства. Если люди голосуют только один раз в 4 или 5 лет – или вообще не голосуют – и если они ничего не делают в промежутке времени, то правительство действительно не может быть названо “народом”. Трудно сказать, что такая система является демократией. Вот несколько идей – возможно, минимум, который может потребоваться для того, чтобы члены парламента могли действовать демократически, от вашего имени: Быть в курсе того, что происходит, что решается “от имени народа”, и в частности, о решениях и действиях, принимаемых вашим собственным представителем. Дайте знать о своем мнении – либо вашим представителям в парламенте, либо средствам массовой информации, либо группам, работающим над конкретными вопросами. Без обратной связи с “народом” лидеры могут руководить только по собственной воле и приоритетам. Там, где решения кажутся недемократическими, или противоречащими правам человека, или даже когда вы просто испытываете к ним сильные чувства, прилагайте усилия, чтобы ваш голос был услышан, чтобы политика могла быть пересмотрена. Самый эффективный способ сделать это, вероятно, объединившись с другими людьми, чтобы ваш голос звучал громче. Голосуйте, когда появится такая возможность. Если люди не голосуют, то их члены фактически не подотчетны.
Демократия и права человека
Связь между правами человека и демократией глубока и идет обоими путями: каждый из них в какой-то мере зависит от другого и неполон без другого.
Прежде всего, ценности равенства и автономии также являются ценностями прав человека, а право на участие в управлении государством само по себе является правом человека. Всеобщей декларации прав человека говорит нам, что “Воля народа должна быть основой власти правительства”: таким образом, демократия фактически является единственной формой правления, которая соответствует правам человека.
Однако “демократия” также неполна без полного соблюдения прав человека. Подлинное участие в управлении государством практически невозможно без соблюдения людьми других основных прав. Рассмотрим в качестве примеров следующее:
1. Свобода мысли, совести и религии. Это одно из первых прав, которые необходимы в демократии: люди должны иметь возможность свободно мыслить, придерживаться любых убеждений, которые важны для них, не подвергаясь наказанию за это. Правительства на протяжении всей истории пытались ограничить это право, потому что они боятся, что если люди будут думать о других формах правления, это поставит под угрозу нынешнюю систему. Поэтому они запирают людей просто за то, что они думают “неправильные” мысли. (Таких людей называют узниками совести.) Однако общество без плюрализма взглядов не просто нетерпимо; он также ограничивает свои собственные возможности для развития в новых и, возможно, улучшенных направлениях.
2. Свобода выражения мнений. Важно не только уметь думать, что вы хотите, но и уметь выражать это мнение вслух, каким бы оно ни было. Если людям запрещают обсуждать свои взгляды с другими людьми или представлять их в средствах массовой информации, как они могут “участвовать” в правительстве? Их мнение, по существу, было отброшено от возможных рассматриваемых альтернатив.
3. Свобода мирных собраний и ассоциаций. Это право позволяет вам обсуждать идеи с теми, кто этого хочет, создавать группы по интересам или лоббистские группы или собираться вместе с целью протеста против решений, с которыми вы не согласны. Возможно, такая деятельность иногда неудобна для правительств; однако она необходима для того, чтобы различные мнения были известны и приняты во внимание. И это часть того, что такое демократия.
Это всего лишь три права человека, которые неразрывно связаны с идеей демократии, но любое нарушение других прав человека также повлияет на то, насколько разные люди могут участвовать в управлении государством. Бедность, плохое здоровье или отсутствие дома-все это может затруднить кому-то возможность услышать свой голос и уменьшить влияние его выбора по сравнению с другими. Такие нарушения прав почти наверняка делают невозможным избрание соответствующего лица на государственную должность.
Проблемы с демократией
Апатия избирателей
В течение ряда лет существовала озабоченность статусом демократии, возможно, особенно в более развитых демократиях. Во многом это объясняется снижением уровня участия граждан в выборах, что, по-видимому, свидетельствует об отсутствии интереса и вовлеченности со стороны граждан. Низкая явка избирателей ставит под сомнение легитимность так называемых демократически избранных правительств, которые в некоторых странах фактически избираются меньшинством всего электората.
Явка на выборах в Европарламент падала с каждым годом, начиная с первых выборов в 1979 году. В 2009 году только 43% избирателей воспользовались своим голосованием, а в некоторых странах явка упала до 34%. На национальных выборах по всей Европе явка колеблется от чуть более 50% в одних странах до более чем 90% в других. Некоторые страны, например, Греция и Бельгия в Европе, делают голосование обязательным. В таких странах явка, очевидно, намного выше, чем в среднем по странам, где голосование является необязательным.
Хотя, несомненно, проблема заключается в том, что люди все чаще не голосуют на выборах, есть некоторые исследования, которые показывают, что участие в различных формах может действительно увеличиваться, например, группы давления, гражданские инициативы, консультативные органы и т. Д. Эти формы участия столь же важны для эффективного функционирования демократии, как и явка избирателей на выборах, если не более.
Демократия и гражданское участие
Так называемая Арабская весна, когда массы людей-многие из них молодые – вышли на улицы, чтобы выразить свое недовольство правительством, показала новый уровень гражданского участия в странах, которые традиционно не считались демократическими. В Европе, даже в более традиционных демократиях, “народная власть”, похоже, обрела новую жизнь: во многих странах студенты протестовали против действий правительств по введению платы за образование. Профсоюзы вывели людей на улицы в знак протеста против последствий экономических сокращений. Кроме того, автономные группы активистов придумали новые и творческие формы демонстрации против изменения климата, власти крупных корпораций, вывода ключевых госуслуг, а также против репрессивных мер полиции.
Правление большинства
Есть две проблемы, которые более тесно связаны с понятием представительной демократии, и они касаются интересов меньшинств. Первая проблема заключается в том, что интересы меньшинств часто не представлены через избирательную систему: это может произойти, если их число слишком мало, чтобы достичь минимального уровня, необходимого для любого представительства. Вторая проблема заключается в том, что даже если их число будет представлено в законодательном органе, они будут иметь меньшинство представителей, и поэтому они не смогут собрать необходимые голоса, чтобы победить представителей большинства. По этим причинам демократию часто называют “правлением большинства”.
Господство большинства, если оно не подкреплено гарантией прав человека для всех, может привести к решениям, которые вредны для меньшинств, и тот факт, что эти решения являются “волей народа”, не может служить оправданием. Основные интересы меньшинств, а также большинства должны быть защищены в любой демократической системе путем соблюдения принципов прав человека, подкрепленных эффективным правовым механизмом, какой бы ни была воля большинства.
Подъем национализма
С этим связана тревожная тенденция по всей Европе к поддержке крайне правых партий. Эти партии часто играли на националистических чувствах и нападали на “некоренных” представителей населения, особенно на лиц, ищущих убежища, беженцев и представителей религиозных меньшинств, причем иногда применяли насильственные методы. В качестве защиты такие партии часто апеллируют к своей поддержке среди населения и демократическому принципу, согласно которому они представляют мнение большого числа людей. Однако там, где партия выступает за насилие в любой форме и где она не уважает права человека каждого члена населения, она имеет мало права апеллировать к демократическим принципам.
В зависимости от масштабов проблемы и конкретного культурного контекста может возникнуть необходимость ограничить право на свободу выражения мнений определенных групп, несмотря на важность этого права для демократического процесса. Например, в большинстве стран существуют законы против разжигания расовой ненависти. Это рассматривается Европейским судом как приемлемое ограничение свободы выражения мнений, обоснованное необходимостью защиты прав других членов общества или самой структуры общества.
Молодежь и демократия
Молодые люди часто даже не имеют права голоса, так как же они могут быть частью демократического процесса? Многие люди ответили бы на этот вопрос, сказав, что молодые люди не готовы участвовать в этом процессе, и что только когда им исполнится 18 лет (или в любом возрасте, когда их страна даст им право голоса), они смогут принять участие.
На самом деле многие молодые люди политически очень активны задолго до того, как они получают право голоса, и в некотором смысле влияние такой активности может быть сильнее, чем один голос, который они получают позже – и могут или не могут решить использовать – один раз в 4 или 5 лет. Политики часто стремятся апеллировать к голосованию молодежи, поэтому они могут быть более склонны прислушиваться к проблемам молодых людей.
Многие молодые люди участвуют в экологических группах или в других протестных группах, выступающих против войны, против корпоративной эксплуатации или против детского труда. Возможно, один из самых важных способов, с помощью которого молодые люди могут начать участвовать в общественной жизни и политической деятельности, – это на местном уровне: здесь они будут лучше осведомлены о конкретных проблемах, волнующих их и тех, с кем они вступают в контакт, и они смогут лучше оказывать непосредственное влияние. Демократия имеет дело не только с национальными или международными проблемами: она должна начинаться в наших собственных районах! Молодежные организации-это один из способов, с помощью которого молодые люди испытывают и практикуют демократию и, следовательно, играют важную роль в демократии, при условии, конечно, что они независимы и демократичны в том, как они функционируют!
Работа Совета Европы
Демократия является одной из основных ценностей Совета Европы, наряду с правами человека и верховенством закона. Совет Европы имеет ряд программ и публикаций, посвященных совершенствованию и будущему демократии. В 2005 году Форум за будущее демократии был учрежден Третьим саммитом глав государств и правительств Совета Европы. Целью Форума является “укрепление демократии, политических свобод и участия граждан путем обмена идеями, информацией и примерами передовой практики”. Заседание Форума проводится ежегодно и объединяет около 400 участников из 47 государств-членов Совета Европы и государств-наблюдателей.
Поддержка разработки и внедрения стандартов демократии осуществляется Европейской комиссией за демократию через право, также известной как Венецианская комиссия, которая является консультативным органом Совета Европы по конституционным вопросам. Комиссия особенно активно помогает в разработке новых конституций или законов о конституционных судах, избирательных кодексах, правах меньшинств и правовых основах демократических институтов.
В дополнение к этой нормотворческой работе Совет Европы продвигает демократию и ее ценности с помощью программ демократического участия, воспитания демократической гражданственности и участия молодежи, потому что демократия-это гораздо больше, чем голосование на выборах!
