Определение архетипа

Архетип – это литературный прием, в котором персонаж создается на основе набора качеств или черт, которые являются конкретными и узнаваемыми для читателей. Термин «архетип» происходит из исследований и трудов психолога Карла Юнга, который считал, что архетипы являются частью коллективного бессознательного человечества или памяти об универсальных переживаниях. В литературном контексте персонажи (а иногда и изображения или темы ), которые символически воплощают универсальные значения и основные человеческие переживания, независимо от времени и места, считаются архетипами.
Например, один из самых распространенных литературных архетипов – Герой . Как правило, герой в течение повествования и отображает повсеместным характеристики, такие как мужество, настойчивость, самопожертвование, и подняться на вызов. Хотя герои могут появляться в разных литературных формах в зависимости от времени и культуры, их характеристики имеют тенденцию быть универсальными, что делает их архетипическими персонажами.
Общие примеры и описания литературных архетипов
Как правило, существует двенадцать основных типов персонажей, которые символизируют основные человеческие мотивации и представляют литературные архетипы. Вот список этих примеров литературных архетипов и их общее описание:
- Любовник: персонаж, движимый эмоциями и страстью сердца.
- Герой : главный герой, готовый принять вызов
- Преступник: мятежный персонаж, выходящий за рамки общепринятых норм или требований.
- Маг: могущественный персонаж, который понимает и использует универсальные силы.
- Исследователь: персонаж, стремящийся исследовать неизведанное и выходящее за пределы границ.
- Мудрец: персонаж с мудростью, знаниями или качествами наставника.
- Создатель: дальновидный персонаж, создающий что-то значимое.
- Невинный: «чистый» персонаж с точки зрения морали или намерений.
- Воспитатель: поддерживающий характер, который часто приносит жертвы ради других
- Шут: персонаж, который дает юмор и комическое облегчение, а иногда и мудрость.
- Обычный человек: характер, признанный обычным, общительным, встречающийся в повседневной жизни.
- Правитель: персонаж, обладающий силой других, будь то с точки зрения закона или эмоций.
Разница между архетипом и стереотипом
Когда дело касается литературных персонажей, бывает сложно отличить архетип от стереотипа. В общем, архетипы функционируют как литературный прием с целью комплексной характеристики. Они присваивают персонажам определенные качества и черты, которые могут быть идентифицированы и узнаваемы читателями литературных произведений. Стереотипы действуют скорее как ограниченные и часто отрицательные ярлыки, присваиваемые персонажам.
Например, в фильме «Клуб завтрака» персонажи гораздо более стереотипны, чем архетипичны. В этом фильме представлены пять изображений «типичных» подростков, таких как тупой спортсмен, тщеславная богатая девушка, тощий ботаник, непонятый бунтарь и разочарованный бездельник, которые вынуждены проводить время вместе. Эти представления включают в себя то, что может показаться архетипами, поскольку они идентифицируются аудиторией . Однако они действуют в гораздо большей степени как стереотипы в том смысле, что их характеристики являются чрезмерно упрощенными и преимущественно негативными. Персонажи берут на себя данные стереотипные роли, а не демонстрируют сложную характеристику, обычно демонстрируемую архетипами.
Написание архетипа
В целом, как литературный прием, архетип функционирует как средство изображения персонажей с повторяющимися и идентифицируемыми чертами и качествами, охватывающими время и культуру. Это эффективно для читателей, поскольку архетипы устанавливают узнаваемые модели характеристики в литературных произведениях. Когда читатель способен идентифицировать архетипического персонажа, он может предвидеть роль или цель этого персонажа в повествовании. Это приводит не только к ожиданиям, но и к вовлечению читателя.
Важно, чтобы сценаристы помнили, что их аудитория должна иметь достаточно четкое представление о том, как персонаж отражает определенный архетип, чтобы он был эффективным. Если характеристика архетипа не будет понятна читателю, то этот уровень литературного значения будет потерян. Конечно, архетипические персонажи могут быть сложными и полностью реализованными. Однако на каком-то уровне они должны быть узнаваемы читателем как таковые.
Вот несколько способов, которыми писатели извлекают выгоду из включения архетипа в свою работу:
Установить универсальные персонажи
Архетипические персонажи повторяются, когда дело доходит до человеческого опыта, особенно в искусстве. Литературный архетип представляет собой персонажа, который кажется универсальным и поэтому дает читателям ощущение узнавания и знакомства. Эта способность относиться к архетипическому персонажу облегчает писательское бремя излишних или ненужных описаний, объяснений и экспозиций . Благодаря опыту читателя они могут понимать черты и характеристики архетипов в литературе почти инстинктивно, без подробных объяснений.
Создайте контрастирующие персонажи
Архетипы также могут помочь писателям создать контрастных персонажей, иногда называемых фольгой. Как правило, в литературном произведении присутствует не только один архетипический персонаж. Поскольку читатели осознают неотъемлемые и типичные характеристики архетипа, это может создать контраст с другими персонажами в повествовании, которые либо сами являются архетипами, либо нет. Таким образом, писатели могут создавать конфликт и контраст между персонажами, которые логичны и узнаваемы для читателя.
Примеры архетипа в литературе
Архетип – это эффективный литературный прием как средство создания персонажей, с которыми читатель может идентифицировать себя. Вот примеров литературного архетипа и того, как оно повышают значимость известных литературных произведений:
Пример: Ник Каррауэй: обыватель ( Великий Гэтсби , Ф. Скотт Фицджеральд)
В мои более молодые и более уязвимые годы отец дал мне несколько советов, которые я с тех пор обдумывал. «Всякий раз, когда вам хочется кого-то критиковать, – сказал он мне, – просто помните, что все люди в этом мире не имели тех преимуществ, которые были у вас».
В этом отрывке Фицджеральд устанавливает для читателя, что персонаж Ника Каррауэя – не только рассказчик романа, но и архетип «обывателя». Хотя отец Ника напоминает ему о «преимуществах», которые у него были, Ник, тем не менее, считается самым близким и «средним» персонажем романа. Следовательно, как архетип обычного человека, читатель может идентифицировать себя с Ником и, следовательно, доверять его наблюдениям и повествованию событий истории. Это позволяет персонажу Ника влиять на то, как читатель взаимодействует с персонажами и событиями романа, поскольку его обычные действия и взаимодействия также становятся косвенным опытом для аудитории Фицджеральда.
